Главная Новости Контакты

Учения Далай-ламы по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» в Ле

Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия - Утром 28 июля, поприветствовав десятки людей, которых немало собирается везде, куда бы Далай-лама ни направлялся, Его Святейшество прошествовал к воротам Шивацель Пходранга. Он сел в машину и доехал до павильона в дальнем конце площадки для проведения учений. Тысячи улыбающихся учеников выстроились вдоль дороги.

Учения Далай-ламы по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» в ЛеБлиже к павильону местные жительницы в своих лучших нарядах, музыканты с национальными трубами и барабанами, монахи с трубами и церемониальными зонтами терпеливо ожидали появления Его Святейшества. Перед тем, как зайти в здание, Его Святейшество задержался на пару минут, чтобы утешить страдающих неизлечимыми болезнями тибетцев.

Оказавшись внутри, он поклонился статуе Будды, и, поймав взгляды нескольких стародавних друзей по пути к краю сцены, из центральной части, а потом слева и справа помахал зрителям, которых собралось по примерным оценкам около 40 тысяч. Поприветствовав лам и монахов, сидящих справа, Его Святейшество занял свое место. Ученики Ладакской публичной школы, демонстрировавшие до сей поры свои навыки ведения философских диспутов, тоже расселись по местам. Затем студенты Центрального института буддологии мелодично пропели «Сутру сердца» на санскрите.

«Мы продолжим учения с того места, на котором остановились в прошлом году, – объяснил Его Святейшество. – Мы завершили три первые главы “Пути бодхисаттвы”, поэтому сегодня приступим к четвертой, под названием “Самоконтроль”. Автор поэмы, Шантидева, был великим учителем Наланды, последователем Нагарджуны. Я получил учения по “Пути бодхисаттвы” от ламы из Киннаура, Тензина Гьялцена, по словам которого, со времен написания этой поэмы в 8-м веке, не было лучшего сочинения о взращивании бодхичитты. Он даровал мне учения в 1967 году, и они принесли моему уму колоссальную пользу. Тензин Гьялцен попросил меня даровать учения по этой поэме при каждом удобном случае.

Учения Далай-ламы по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» в Ле

Великое множество людей собралось здесь не ради развлечения, не по делам, не с политической целью, а чтобы послушать духовные учения. Что это значит? Сегодня, в 21-м столетии, все семь миллиардов жителей Земли стремятся к счастью и не желают страданий. В этом мы все равны. Многие ищут прибежища в религии, однако один миллиард людей открыто называют себе неверующими, поскольку, по их мнению, религии созданы для угнетения и нужды в них нет. Все религиозные традиции мира проповедуют практики любви и сострадания, дарящие внутренний мир и счастье, и предупреждают о бедах, которыми грозят разрушительные эмоции, такие как гнев и зависть.

Согласно данным научных исследований, ум людей, которые взращивают любовь и сострадание, более спокоен, тогда как постоянный гнев и страх вселяют в нас тревогу и разрушают телесное здоровье. Здравый смысл тоже подсказывает нам, что люди, проявляющие любовь и сострадание, более спокойны и счастливы. А те, кого обуревают разрушительные эмоции, такие как зависть и соперничество, видят в каждом врага. Нетрудно увидеть, что любовь и сострадание помогают завоевать доверие других и обрести верных друзей. Подобным образом, честность и правдивость ведут к справедливости.

Одно только экономическое развитие не решит всех наших проблем, не поможет здесь и грубая сила. Мир во всем мире зависит от мира в сердце каждого человека, мирного сосуществования в семьях и сообществах. Но их не купить за деньги. Необходимо взращивать внутренние ценности, которые противостоят нашим разрушительным эмоциям».

Учения Далай-ламы по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» в ЛеЗаметив, что ученики Ладакской публичной школы, которые вели философские диспуты утром, сидят прямо под палящими лучами солнца, Его Святейшество пригласил их присесть в тени навеса, у подножия своего трона. Он подчеркнул, что мы не должны оставаться равнодушными к трудностям других, если в наших силах хоть чем-то помочь. В наши дни образованные люди все больше осознают, что самодовольное презрение к страданиям других свидетельствует о недостатке нравственности.

«На протяжении более тысячи лет, с тех пор как буддизм укоренился в Тибете, – продолжил Его Святейшество, – мы хранили переданную нам традицию в целости и сохранности. Сегодня я не устаю повторять моим индийским друзьям и интеллектуалам, что возрождение древних индийских знаний об устройстве ума и эмоций весьма актуально и может принести большое благо.

Я приехал сюда, чтобы даровать буддийские учения. Будда не оставил сомнений в том, что ум можно обуздать, а когда ум обуздан, он становится источником счастья. В известной буддийской строфе говорится: «Водою Будды не смывают скверны, страдания существ рукой не устраняют, другим не переносят прозрения свои. Они учением существ освобождают».

Обратившись к поэме «Путь бодхисаттвы», Его Святейшество возобновил чтение четвертой главы, которая посвящена самоконтролю – если вы однажды приняли решение, отступать нельзя. Он обратил внимание на строки, в которых превозносится бесценность человеческого рождения, наделенного свободой и удачей, но поскольку все непостоянно, его очень легко потерять.

Далее в поэме поднимается вопрос: «Как могу я становиться рабом разрушительных эмоций?» Сравнение разрушительных эмоций с палачами и мучителями адских миров побудило Его Святейшество заметить, что лучший способ дать им отпор – взращивать сострадание. Нам следует принять на себя обещание, о котором говорится в следующих строфах поэмы:

[Но раз уж я дал обет], я уже никогда не оставлю

Борьбы со своими клешами.

Только этой [борьбой] буду я одержим:

Движимый яростью, я сойдусь с ними в битве!

Пусть [пока] сохранится во мне эта клеша,

Ибо она ведет к уничтожению остальных.

Уж лучше сгореть, головы лишиться

Или пасть жертвой убийства,

Чем подчиниться моим врагам —

Вездесущим клешам.

Дочитав четвертую главу до конца, Его Святейшество отправился обедать, сказав, что учения продолжатся завтра.

Второй день учений

Учения Далай-ламы по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» в ЛеЛе, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 29 июля 2017 года – Когда сегодня утром Его Святейшество Далай-лама поднялся на сцену павильона для проведения учений, школьники Тибетской детской деревни и Ладакской публичной школы вели друг с другом горячие философские диспуты. Далай-лама помахал рукой зрителям: жителям западных стран, сидящим слева, китайцам справа, а также ладакцам, тибетцам и монахам в багряных одеяниях, заполнившим площадь прямо перед ним.

Его Святейшество начал учения, едва отзвучала строфа восхваления из «Сутры сердца»:

Праджняпарамите, ни речью, ни мыслью невыразимой,

Нерожденной, непрекращаемой таковости пространства,

Объекту практики различающе-самопознающей мудрости,

Матери Джай трех времен – поклоняюсь!

Татьятха – гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи сваха.

Учения Далай-ламы по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» в Ле«Мы сталкиваемся с бесчисленными проблемами. День за днем ко мне идут люди со своей болью и бедами, причиной которым наша зависимость от скандх, психо-физических совокупностей, совокупности тела и ума. Размышляя о том, можно ли одолеть наши проблемы, Будда спрашивал, являются ли страдания неотъемлемой частью человеческой природы. Если бы это было так, одолеть их было бы невозможно. Однако Будда утверждал, что страдания отличны от природы ума, поэтому их можно преодолеть. Мы можем обрести истинное прекращение.

Первое “гате” в “Сутре сердца” указывает на первый из пяти путей – путь накопления. С точки зрения пути в целом, мы осуществляем путь накопления, взращивая твердую решимость освободиться от страданий. В наставлениях махаяны говорится, что мы вступаем на путь накопления, взращивая непреклонное устремление обрести пробуждение.

В сочинении Майтреи “Украшение ясного постижения” разъясняется прямое содержание учений о совершенной мудрости, этапы на пути к пробуждению. Нагарджуна в своих трудах даровал объяснения скрытого смысла – мудрости понимания пустоты. Именно ее мы должны взращивать, чтобы преобразовать себя и обрести истинное прекращение. Арьядева в своем сочинении “400 строф о срединности” пишет о пути:

Сначала преодолей недобродетельное,

Затем преодолей грубые представления о самости,

После преодолей любые воззрения.

Так поступают мудрецы.

Нагарджуна в “Драгоценной гирлянде” указывает на разницу между перерождением в высших мирах, относящимся к обретению благоприятного статуса, и высшим благом освобождения, что означает первым делом свободу от разрушительных эмоций, а затем и освобождение даже от их отпечатков. В поэме “Путь бодхисаттвы” объясняется, что конечная цель высшего блага освобождения – полное пробуждение, состояние всеведения Будды. Нагарджуна разъясняет, что высшее пробуждение ради себя и других невозможно обрести без сострадания, из которого произрастает бодхичитта, а также без понимания пустоты. Он добавляет: мудрость сосредотачивается на пробуждении, а сострадание – на других живых существах.

Чтобы обрести неподдельное сострадание, необходимо познать страдания и понять, как их преодолеть. Чтобы обрести состояние Будды, нам нужны сострадание, бодхичитта и недвойственная мудрость понимания пустоты».

Его Святейшество напомнил собравшимся, что поскольку вчера он завершил чтение четвертой главы, сегодня они приступят к пятой. В первых ее строках дается такой совет:

Те, кто желает неотступно практиковать Учение,

Должны внимательно следить за своим умом.

Учения Далай-ламы по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» в ЛеЗаметив, что в строфе 17 упоминается «тайна ума», Его Святейшество пояснил, что речь идет о медитации о пустоте ума как такового. По его мнению, сосредоточение ума на своей собственной истинной природе – необыкновенно мощная практика.

Его Святейшество рассказал немного об истории написания этой поэмы, объяснив, что в те далекие времена каждый монах Наланды по обычаю проводил раз в два месяца церемонии покаяния и очищения и завершал их поучительными наставлениями для местных жителей. Своим товарищам Шантидева казался весьма посредственным монахом, и они собирались хорошенько повеселиться, предвкушая, что он выставит себя дураком. Когда Шантидева спросил, стоит ли проводить учения по сочинению, которое уже разъясняли раньше, монахи попросили не повторяться и дать новое учение. Результатом, ошеломившим всех вокруг, стала поэма «Путь бодхисаттвы». В дополнение к ней Шантидева написал также «Собрание практик» (Шикшасамуччая), которое, как он пояснил монахам, они найдут на балках под потолком в его келье. Эти два сочинения почитают среди Шести главных трактатов школы кадам.

Продолжив чтение, Его Святейшество обратил внимание, как важно, полагаясь на учителя, убедиться в его искусности и приверженности Трем тренировкам. Он также повторил, что когда мы медитируем о природе ума, необходимо сосредотачиваться на таких его качествах, как ясность и способность к познанию.

Его Святейшество упомянул, что его друзья из развитых стран мира зачастую склонны искать удовольствия в музыке и кинофильмах, вкусной еде и модной одежде – однако это дарит лишь чувственное удовлетворение, получать которое способны даже животные. Людей отличает уникальная способность обретать счастье с опорой на покой ума. По мнению Его Святейшества, глубокая удовлетворенность ума избавляет от нужды в удовольствиях, доставляемых органами чувств. Он рассказал об одном католическом монахе из монастыря Монсеррат в Испании, который провел в горах пять лет, живя жизнью отшельника в пещере, питаясь в основном только чаем и хлебом. Его Святейшество спросил, какие практики тот выполнял, и монах ответил, что медитировал о любви – и Его Святейшество увидел, каким удивительным светом озарились его глаза при этих словах.

В поэме «Путь бодхисаттвы» дается совет читать сутры, и Его Святейшество напомнил своим слушателям о ста томах Кангьюра и более чем 200 томах Тенгьюра. Он добавил, что, говоря кратко, буддийское поведение – это ненасилие, а буддийские воззрения – это взаимозависимое возникновение.

Начав чтение шестой главы «Парамита терпения», Его Святейшество выделил три вида терпения: терпение воздержания, когда другие причиняют нам вред; терпение перед лицом неприятностей; и терпение обретения прозрения об истинной природе вещей. Он пояснил, что терпение также крайне важно при выполнении наставлений о взращивании бодхичитты с опорой на практику обмена себя на других, описанной в восьмой главе.

Наши трудности не одолеть с опорой на грубую силу, и одна из причин в том, что проблемы зачастую порождаются нашими искаженными и преувеличенными воззрениями. Его Святейшество упомянул, что американский психиатр Аарон Бек поделился с ним однажды выводами, к которым пришел за годы работы с людьми, страдающими от неконтролируемых вспышек гнева. Большинство из них видят объект своего гнева только в черных тонах, однако Аарон Бек убедился, что на 90% это лишь игра их собственного воображения. Его Святейшество считает, что это созвучно совету Нагарджуны:

Через устранение кармы и загрязнений приходит нирвана.

Карма и загрязнения – порождения концептуального ума.

Тот возникает из умопостроений.

Умопостроения прекращаются в пустоте.

Завершив чтение, Его Святейшество пообещал продолжить учения на следующий день и объявил, что завтра они проведут также посвящение долгой жизни Белой Тары.

Перевод: Ольга Селезнева

dalailama.ru

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag