В дацане «Ринпоче Багша» провели праздничный Майдари-хурал и освящение статуи Чже Цонкапы

27 июля в дацане «Ринпоче Багша» Бурятии под руководством досточтимого Ело Ринпоче состоялся праздничный Майдари-хурал, посвященный Будде грядущего – Майтрее, который согласно традиции проводится 4-го числа последнего летнего месяца по лунному календарю, в день поворота колеса Учения Будды. По завершении Майдари-хурала Ело Ринпоче освятил созданную специально для храмового комплекса «Ринпоче Багша» 2-метровую статую Чже Цонкапы, самое большое в России скульптурное изображение великого учителя.

В дацане «Ринпоче Багша» провели праздничный Майдари-хурал и освящение статуи Чже ЦонкапыСтатуя Чже Цонкапы выполнена из монолитного белого мрамора весом более двух тонн. Во время этого ритуала были освящены и другие объекты музея дацана «Ринпоче Багша».

В Калмыкии также есть статуи великого реформатора буддизма Чже Цонкапы (Зунква, по-калмыцки). В Элисте такая статуя находится в застекленной ротонде в третьем микрорайоне, напротив ступы Просветления. Другая статуя ламы Цонкапы была открыта в поселке Первомайский Приютненского района. Уместно напомнить также, что 9 лет назад в Городовиковске был открыт первый в Европе тантрический монастырь. Он официально именуется так: «Тантрический монастырь Владыки Цонкапы». В нем хранится редчайшая реликвия – кусочек черепа самого Чже Цонкапы. Этот священный фрагмент привезли из Индии учитель Тубтен Тинлей и его брат лама Ямпель, которых пригласил Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче для организации строительства в нашей республике первого тантрического монастыря.

О великом учителе, основоположнике школы гелуг тибетского буддизма Чже Цонкапе

Всезнающий Лобсанг Дагпа Пэл – Чже Цонкапа – родился в 1357 году в районе Цонтар. С самых ранних лет он усердно учился. У досточтимого Шонну Лодоя он изучил содержание Питак и мадхьямаку. В области тантр он считал основной Гухьясамаджу и всегда искал наставлений. Йога-тантры он изучил под руководством Гонсум Чойкьи Пэлпы и Кьюнпа Лхэпы. Лама Цонкапа придерживался точки зрения, что виная – основа всего Учения Будды и усердно изучал ее под руководством Кьорлунгпы. Среди соучеников он выделялся тонким пониманием учения, быстрым освоением наук и логики и необычайной скромностью.

Однажды в одном месте собралось много мудрецов, и среди них был учитель по имени Умапа из Амдо, который имел чистое видение Манджушри. Именно от ламы Умапы Богдо Цонкапа получил посвящение Манджушри и с усердием приступил к практике. За очень короткое время он добился реализации практики и увидел Манджушри напрямую, мог задавать ему вопросы, подобно тому, как ученик спрашивает учителя, и получал ответы. Большую часть времени в этот период жизни Богдо Цонкапа проводил, созерцая Манджушри, который давал ему наставления. Примерно в это же время его учителями были кадампинец Чойкьяб Сангпо и Лэкьи Дордже, реализовавший практику Ваджрапани. Под их руководством лама Цонкапа изучил «Ступени Пути» великого Чжово Атиши и усердно практиковал.

Основным духовным наставником Чже Ринпоче был сакьяпинский монах Чже Рендава. Знаменитое молитвенное обращение «Мигцема» изначально было написано ламой Цонкапой в честь Чжецуна Рендавы, но великий учитель переписал его и «вернул» своему ученику, сказав, что тот более достоин.

Чже Цонкапа осуществил множество проповедей учения во всем краю снежных вершин, что было высочайшим благом для слушающих, и даровал большое количество посвящений и обетов. Слава о нем распространилась во всех направлениях, и равных ему не было.

Чже Цонкапа считал, что для достижения состояния Будды недостаточно соблюдать только обеты пратимокши, но также необходимо развивать устремление к Пробуждению ради блага существ и практиковать мудрость, постигающую реальность. Поэтому он написал трактат, излагающий учение о ступенях пути трех типов личностей – «Большое руководство к этапам пути Пробуждения» – «Ламрим Ченмо».

Кроме этого великий Цонкапа уделял большое внимание системе тайной мантры и это нашло отражение в его труде «Нагрим Ченмо» – «Большое руководство к этапам пути Мантры». Особое внимание он уделил Гухьясамаджа-тантре, написав несколько глубоких комментариев, опирающихся на тексты Арья Нагарджуны и его учеников. Общее количество текстов и комментариев, написанных Чже Ринпоче очень велико.

В 1409 году Чже Ринпоче учредил большой молитвенный праздник монлам ченмо, который и сейчас празднуется во всех монастырях школы гелуг в первый, так называемый, белый месяц года. В этом же году им был учрежден монастырь Ганден. От названия этого монастыря происходит и название школы гелуг.

Описать все труды Чже Ринпоче на благо учения и существ практически невозможно. В 1419 году, передав трон монастыря Ганден своему ученику Гьялцабу Ринпоче, великий учитель трех миров ушел в чистую сферу.

В тексте наставлений, данных Ваджрапани, сказано: «Даже я, Ваджрапани, не смог оценить меру заслуг Лобсанг Дагпа Пэла», и в том же тексте говорится: «Впоследствии он родится бодхисаттвой Мандушригарбхой на небе Тушита. В будущем станет Татхагатой Симхасварой».

У Чже Ринпоче было много учеников, и среди них наиболее выдающимися были Гьялцаб Дхарма Ринчен (1364–1432); Кхедруб Гелег Пелзанг (1385–1438); Гьялва Гендун Друп (1391–1474) – Первый Далай Лама – основатель монастыря Ташилхунпо в Шигацзе; Джамьян Чодже Таши Пелден (1379–1449) – основатель монастыря Дрепунг; Джамчен Чодже Шакья Еше, основатель монастыря Сера; Чже Шераб Сенге, основатель Гьюме – Нижнего тантрического колледжа – и монастыря Сегью; Кунга Дондуп, основатель Гьюто – Верхнего тантрического колледжа.

После ухода Богдо Цонкапы Кхедруб Гелег Пелзанг и Гьялцаб Дхарма Ринчен продолжили основанную ламой Цонкапой традицию. Эти два наставника считаются духовными сыновьями Чже Цонкапы, на танках их часто изображают сидящими слева и справа от учителя.

Это очень краткие сведения о жизни великого Цонкапы. Тем, кто осваивает учение, рекомендуется найти более подробное описание, а также изучать биографии других великих учителей, находя в них источник вдохновения для собственной практики.

(Биография Богдо Цонкапы из книги Тензина-лхарамбы «Дацан “Ринпоче Багша”»)

Пресс-служба Центрального хурула РК “Золотая обитель Будды Шакьямуни”

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag