В Центральном хуруле Калмыкии открылась экспозиция, посвященная памяти двух выдающихся монахов – уроженцев Бага-Чоносовского аймака

28 декабря, в 74-ю годовщину депортации калмыцкого народа в Сибирь, в Музее истории буддизма Центрального хурула “Золотая обитель Будды Шакьямуни” открылась новая экспозиция, посвященная памяти калмыцких буддийских священнослужителей Лоора-багши (умер в 1958 г.) и Джимбя-гевши (1903-1989), уроженцев Бага-Чоносовского аймака. Судьба их сложилась по-разному, но оба до конца дней своих были верны своей религии, распространяя буддийские знания.

В Центральном хуруле Калмыкии открылась экспозиция, посвященная памяти двух выдающихся монахов – уроженцев Бага-Чоносовского аймака

На трех стеллажах в зале музея представлены фотографии, ритуальные предметы, литые из металла, и личные вещи этих уважаемых монахов. Они были подарены нашему хурулу в октябре этого года Александром Цеденовичем Харцхаевым, родственником обоих священнослужителей.

Лоора-багши (Адучин Лоора) был знаменитым эмчи (лекарем), настоятелем Багачоносовского хурула. Джимбя-гевши (Нустын Муутл) еще молодым уехал в Тибет на учебу в монастыре, но так и остался там до конца жизни. Он был духовным наставником Норбу Ринпоче - старшего брата Его Святейшества Далай-ламы ХIV.

На открытие экспозиции в храмовом музее были приглашены земляки и родственники Лооры-багши и Джимбя-гевши. В конференц-зале хурула для них и прихожан, посетителей храма был продемонстрирован документальный фильм “Бага-Чонос”, а точнее, его четвертая серия. Этот шестисерийный фильм был снят Калмыцким телевидением в середине 1990-х годов.

В Центральном хуруле Калмыкии открылась экспозиция, посвященная памяти двух выдающихся монахов – уроженцев Бага-Чоносовского аймака

В показанной в этот день части фильма известный ученый-калмыковед, глубокий исследователь эпоса “Джангар” Анатолий Шалхакович Кичиков (1921-1998) рассказывает об истории, людях родного ему Бага-Чоносовского аймака, в том числе о Лоора-багши и Джимбя-гевши, о сохранившихся предметах культового назначения. После сеанса Александр Харцхаев расстроенно сказал музейным работникам, что внимательно посмотрев кадры, на которых профессор рассказывает о ритуальных предметах Лоора-баши, десятилетиями хранившихся в их роду, убедился, что некоторых реликвий в нынешней коллекции, подаренной им музею, не хватает, они со временем пропали. В частности, это старинные сандаловые чётки с золотой (из чистого золота!) «бумбой» - главной бусинкой, символизирующей Будду. Также исчезли два сосуда – «човрун» и «бумба».

В новой музейной экспозиции из ритуальных предметов представлены: жертвенные чашечки для подношений, мерные ложечки, ситечко, один «човрун», одна «бумба», музыкальные инструменты «цанги», три металлических стержня (один наконечник у них круглый, другой квадратный), два зеркальца (используются для защитных ритуалов, отражая все плохое) и основание «мандалы» (пирамидальной ступенчатой фигуры для подношения риса и драгоценных камней) – здесь отсутствуют три кольца-ступеней и навершие. Подношение наполненной «мандалы» - это очень сильный ритуал.

В Центральном хуруле Калмыкии открылась экспозиция, посвященная памяти двух выдающихся монахов – уроженцев Бага-Чоносовского аймака

Все эти предметы культового назначения принадлежали монаху Лооре-багши. Также в данной экспозиции на отдельных стеллажах представлены монашеские одеяния Лооры-багши и Джимбя-гевши. Впрочем, экспонируемую одежду Джимбя-гевши никогда не носил и даже не видел, так как она была сшита для него его близкими, когда в 1939 году он планировал вернуться из Тибета на родину, но по сложившимся обстоятельствам этого не произошло. Приготовленная одежда так и хранилась годами у его родственников.

Передавший всю эту коллекцию в дар Центральному хурулу Александр Харцхаев доводится Джимбя-гевши внучатым племянником, а Лооре-багши – прямым племянником, сыном его брата Цедена.

Джимбя-гевши (в то время – Нустын Муутл) в 1922 году в возрасте 19 лет был направлен на учебу в Тибет. На фотографии 1925 года, представленной в экспозиции, он снят вместе с земляком Хоодан Эрдни. Оба в монашеской одежде, снимок сделан в Тибете, когда Джимбя-гевши (на фото он справа) было 22 года. Как мы сказали выше, он так и не вернулся на родину, дожив в Тибете до глубокой старости – умер в 1989 году в возрасте 86 лет.

Как рассказал в телефильме «Бага-Чонос» профессор А. Ш. Кичиков, получивший аудиенцию у Его Святейшества Далай-ламы ХIV во время одного из визитов духовного лидера буддистов в Калмыкию, он узнал от первосвященника, что Джимбя-багши был наставником старшего брата Его Святейшества – Норбу Ринпоче. Также Анатолий Шалхакович сообщил телезрителям, что во время своей научной командировки в Китай он увидел в Пекине скульптурное изображение Джимбя-гевши в пантеоне выдающихся буддийских религиозных деятелей.

Судьба другого выходца из Бага-Чоносовского аймака, Лооры-багши, выдалась неимоверно тяжелой. В юном возрасте Адучин Лоора прошел обучение в Чёёря-хуруле. Отучившись на факультете тибетской медицины, он затем стал знатным в народе лекарем-эмчи. С 1940 по 1942 год Лоора-багши был настоятелем Бага-Чоносовского хурула. Как и все монахи того времени, он подвергся жестоким гонениям и репрессиям. Пять лет он провел в ссылке в Казахстане и еще 13 лет отбыл в тюрьме в статусе политзаключенного.

После долгожданного освобождения Лоора-багши долго искал родных, так как все калмыки были высланы в Сибирь. Он нашел их в Новосибирской области. В знаменательном 1957 году, когда калмыкам разрешили вернуться на родину, Лоора-багши прибыл в родной Бага-Чонос.

Люди, страдавшие от разных болезней, шли к нему за помощью с верой в исцеление. Лоора-багши никогда не отказывал в помощи и многих исцелил от тяжких недугов. Как вспоминают знавшие его, он по натуре был скромным человеком. Будучи буддийским монахом, Лоора-багши с честью прошел все выпавшие на его долю испытания, ни разу не нарушив взятые на себя монашеские обеты.

В Центральном хуруле Калмыкии открылась экспозиция, посвященная памяти двух выдающихся монахов – уроженцев Бага-Чоносовского аймака

Он был духовным учителем таких известных в народе гелюнгов, как Зодва, Марл, Намка. Лоора-багши покинул наш мир в 1958 году.

Вместе с Александром Харцхаевым, родственником обоих священнослужителей, в мероприятиях, организованных в День памяти и скорби Музеем истории буддизма Центрального хурула, принимали участие и их земляки - жители поселка Бага-Чонос Целинного района Анна Джидлеевна Бембеева и Ирина Муняевна Дорджиева.

Ниже все они запечатлены на последних трех фотографиях вместе с заведующей Музеем истории буддизма Еленой Геннадьевной Манджиевой (вторая слева на групповом фото).

Дорджи БАСАЕВ, пресс-секретарь Центрального хурула РК “Золотая обитель Будды Шакьямуни”

Фото автора


Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag