Главная Новости Контакты

Встреча Далай-ламы с жителями Мундгода

Мундгод, штат Карнатака, Индия – Утром 12 декабря послушать Его Святейшество Далай-ламу собралось по примерным оценкам восемь с половиной тысяч человек: 5000 монахов, 200 монахинь, 400 школьников, а также около тысячи мирян из Мундгода и полторы тысячи жителей окрестных поселений.

Встреча Далай-ламы с жителями МундгодаОни расселись в приятной тени нового крытого двора для монастырских диспутов монастыря Дрепунг Лоселинг. Поднявшись на сцену, Его Святейшество помахал собравшимся рукой, а потом с почтением поприветствовал бывшего держателя трона Ганден и нынешнего Шарпу Чодже.

«Приехав накануне, я решил, что было бы чудесно познакомиться с местными жителями и прочесть публичную лекцию, – объяснил Его Святейшество. – Эти места мне давно знакомы. Я был здесь, когда мы только начали вырубать деревья и кустарник, и мне захотелось повидать нынешних обитателей этих мест, особенно школьников. Мне идет 83-й год и мне становится все труднее забираться на трон, но усевшись на нем, я могу говорить без остановки. Здесь многое изменилось. Почти все, кто закладывал это поселение, уже умерли. Первые школьные учителя тоже уже покинули этот мир, а сегодняшние школьники в те далекие времена жили еще в своем прошлом воплощении.

Мы покинули родину не в поисках богатой и сытой жизни, а чтобы сохранить родную культуру и традиции, над которыми дома нависла страшная угроза. Поскольку мы с самого начала хотели сохранить свою самобытность, мы попросили разрешения учредить собственные поселения. Мы также попросили помочь учредить тибетские школы, чтобы наши дети могли изучать родной язык и культуру одновременно с получением современного образования. Премьер-министр Джавахарлал Неру близко к сердцу принял наши просьбы.

Встреча Далай-ламы с жителями МундгодаМонахи, бежавшие из Тибета, собирались в Мисамари в штате Ассам, климат которого был для нас тяжел. Поначалу их переселили в Букса, но мы продолжали просить правительство Индии найти более подходящее место для постоянных поселений. Первый и самый щедрый ответ о выделении земель тибетцам пришел из штата Карнатака, затем подключился Майсур под руководством Ниджалингаппы. Мы обосновались в Индии, горя желанием сберечь родную культуру и религию и стать представителями наших братьев и сестер в Тибете. Как и все тибетцы, живущие в свободных странах мира, мы делаем все, что в наших силах.

Сегодня буддизмом интересуются повсюду в мире, в том числе ученые. Я верю, что этому немало способствует упор, который в традиции Наланда делается на логике и обосновании. Наша традиция хранит богатейшие знания о обретении покоя ума, что жизненно важно современному миру. Когда более 30 лет тому назад я рассказал одной американской знакомой о своем желании начать диалог с современными учеными, она предупредила, что наука убивает религию. Я тщательно все взвесил и решил, что поскольку Будда советовал своим ученикам исследовать и проверять его слова, принимая только логически обоснованные учения, наука не может повредить буддизму».

Встреча Далай-ламы с жителями МундгодаЕго Святейшество назвал 20-е столетие эрой невиданного ранее кровопролития и войн. Он добавил, что даже сегодня люди упорно продолжают верить, будто конфликты можно решить с помощью грубой силы. А на самом деле это не так. Напротив, применение силы означает, что пострадает множество людей. Его Святейшество сказал, что его главное обязательство – продвигать любовь и сострадание в мире, ведь если у человека доброе сердце, он будет счастливым. Это согласуется с данными научных исследований, свидетельствующих о милосердной природе человека. Забота, которую мы получаем в раннем детстве, закладывает семена сострадания в сердце каждого из нас, но взрослея, мы должны их взращивать. Современное образование тут не помощник, поскольку оно сосредоточено главным образом на материальных целях.

Его Святейшество подчеркнул, как важно рассматривать проблемы с более широкой перспективы и под разными углами. Одно дело рассуждать о мире, сказал он, но суть в том, чтобы каждый из нас развивал покой ума. Пока все люди не обретут внутреннего мира и покоя, мира во всем мире не настанет.

Его Святейшество также рассказал, что делает все возможное для взращивания межрелигиозной гармонии. Он добавил, что бесконечно восхищается тем, как все основные религиозные традиции мира живут и процветают бок о бок в Индии на протяжении многих поколений. По мнению Его Святейшества, поскольку все религии несут единое послание любви и сострадания, ничто не препятствует их гармоничной жизни рядом друг с другом.

Встреча Далай-ламы с жителями Мундгода«Я также принял на себя обязательство как тибетец, – продолжил Его Святейшество. – Со времен Пятого Далай-ламы, все Далай-ламы стояли во главе как светской, так и духовной власти Тибета. Еще в детстве я осознал недостатки сосредоточения слишком большой власти в нескольких руках. Как только появилась возможность, я создал комитет по реформам, но успеха мы не добились, ведь у китайцев были свои представления о реформировании Тибета. Вскоре после начала жизни в изгнании я начал призывать к введению демократических институтов и учреждению выборного парламента. Когда на пост калон трипы в 2001 году выбрали Самдхонга Ринпоче, я наполовину сложил с себя политические полномочия, а после избрания доктора Лобсанга Сенге в 2011 году я полностью отказался от светской власти. Кроме того, как вы знаете, я с радостью и по доброй воле положил конец традиции, по которой Далай-ламы обладали политическими полномочиями.

В этом году во время визита в Ассам я совершал перелет из Гувахати в Дибругарх. Самолет так трясло, что я начал всерьез опасаться за свою жизнь. Я не столько волновался о себе, сколько мучился вопросом: “Что станет с шестью миллионами тибетцев, которые возлагают на меня свои надежды?”

Я решительно привлекаю внимание к экологической ситуации в Тибете. Следует помнить, что более миллиарда жителей Азии зависят от рек, берущих истоки в ледниках Гималаев. Я также считаю своим долгом способствовать сохранению тибетской культуры».

Встреча Далай-ламы с жителями МундгодаЕго Святейшество напомнил о роли, которую Индия сыграла в появлении буддизма в Тибете. Когда Тхонми Самбхоте поручили разработать тибетскую систему письменности, в поисках вдохновения он обратился к Индии. И когда царь Трисонг Децен искал учителя, который учредил бы буддизм в их стране, он тоже обратился к Индии и пригласил Шантаракшиту. Большая часть существующей сегодня на тибетском языке буддийской литературы была переведена с санскритских оригиналов. Классические труды, которые изучаются и по сей день, были написаны семнадцатью великими учителями Наланды. Чже Цонкапа говорил: «Хотя Тибет – это страна ослепительно белых снегов, он был окутан тьмой, пока его не озарил свет из Индии».

Его Святейшество частенько повторяет своим индийским друзьям, что тибетцы считают их своими гуру, а себя их чела, или учениками. На протяжении веков тибетцы показали себя надежными чела, ведь они не только сберегли полученные знания, но и в большей степени знакомы с древним индийским наследием, чем многие современные индийцы. Он добавил, что китайские буддисты тоже рассказывали ему: их собственные монахи делают упор на молитвах и церемониях, а вот тибетские ламы умеют давать ясные объяснения.

«Мы не полагаемся на слепую веру, а опираемся на обоснование и логику. Это дарит нам свободу подвергать сомнениям, например, традиционную буддийскую космологию. В 60-е годы в одном из китайских заявлений провозглашалось, будто тибетский буддизм покоится на слепой вере и нет нужды его опровергать, так как с распространением науки он уйдет в небытие. Однако этого не случилось.

Чже Ринпоче говорил, что в начале пути он много учился, в середине начал видеть наставления в том, что узнал, а в конце практиковал денно и нощно. Он советовал своим последователям изучать трактаты Двух Высших и Шести Украшений – великих индийских учителей. Я призываю получивших степени геше не останавливаться на достигнутом и учиться дальше. Тщательно изучайте великие произведения. Сегодня, в день кончины Чже Ринпоче, я советую вам почитать его комментарии на “Коренные строфы о срединности” Нагарджуны, “Вступление на срединный путь” Чандракирти и “400 строф о срединности” Арьядевы.

Недавно я принял на себя обязательство по возрождению древних индийских знаний об устройстве ума и эмоций среди современных индийцев. Я говорю моим индийским друзьям, что у нас есть тысячи образованных ученых-философов, которые могут преподавать и помогать в этом начинании. Кроме ученых монахов, появились геше и среди монахинь – первые 20 получили дипломы в прошлом году. И для меня совершенно очевидно, что, хотя знания об устройстве ума мы находим в религиозной литературе, нет препятствий тому, чтобы изучать и применять их светским, академическим путем. Если мы преуспеем, мы сослужим великую службу всему человечеству».

Затем Его Святейшество провел церемонию зарождения бодхичитты согласно подходу Пурчога Нгаванга Джампа с опорой на известную строфу о принятии прибежища и зарождении бодхичитты. Вслед за тем он передал мантры Будды, Манджушри, Авалокитешвары и Арья Тары, призвав учеников в зале в особенности поразмыслить о развитии причин для любви и сострадания в мире.

В завершение Его Святейшество попросил всех собравшихся прочесть вместе с ним молитву, которую он написал в 70-х годах, посвященную защитникам Тибета.

На следующий день Его Святейшество даровал монашеские посвящения.

Перевод: Ольга Селезнева

dalailama.ru

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag