2 марта буддисты отмечают большой праздник – День явления чудесных сил Будды Шакьямуни

В 2018 году День явления чудесных сил Будды приходится на 2 марта. Это один из важнейших буддийских праздников. Он связан с деяниями основателя буддизма Будды Шакьямуни, победившего лжеучителей в состязаниях по сверхъестественным способностям. В честь этого праздника, как мы ранее сообщали, в эти дни, с 27 февраля по 1 марта, проводится традиционный молитвенный фестиваль «Монлам Ченмо» (Великий молебен, Ик мёргюл).

2 марта буддисты отмечают большой праздник – День явления чудесных сил Будды ШакьямуниВ этот день около 2500 лет назад Будда Шакьямуни в индийском поселении Шравасти завершил блестящей победой и показом чудес диспут с шестью неверными учителями, который длился 15 дней (с первого лунного дня месяца Дракона). Он доказал истинность своего учения.

В один из дней Будда воткнул в землю деревянную зубочистку, и из нее мгновенно выросло прекрасное фруктовое дерево, которое заслонило собой небосвод. В 15-й лунный день Будда коснулся рукой земли, она расступилась и живущие на Земле увидели страдания существ в аду. Согласно легенде, более 100 тысяч живых существ после этого преисполнились верой.

В жизнеописании Будды, составленном Таранатхой, говорится, что на диспут «собралось несметное количество людей, желающих увидеть великие чудеса, а также бесчисленное количество богов, нагов, асуров, были гаруды, пищачи, кусмандаки, кинара, бхуты». В течение 15 дней Будда являл свои возможности, совершая чудеса в доказательство истинности проповедуемой им веры. 91 тысяча последователей лжеучителей перешли на сторону Будды и приняли его учение.

Об истории этого праздника геше Тензин Дугда, проживший в Калмыкии последние годы свои, рассказывал так:

“Однажды во времена жизни Будды Шакьямуни некие небуддийские ученые магики решили устроить состязание с Буддой, демонстрацию магических сил и обратились к королю этого государства, сказав, что хотели бы посоревноваться с Буддой и посмотреть, кто сильнее. Король постоянно отказывал, но магики настаивали и разными способами пытались добиться разрешения короля. Когда наступил момент очередной просьбы, они спросили: «Почему ты не даешь разрешение провести соревнование с Буддой?», на что король ответил: «Вы знаете, я больше всего боюсь за вас, за то, что вы опозоритесь и осрамитесь». И на эти слова ученые магики сказали: «Тебе незачем беспокоиться, мы обладаем чудесными магическими силами, у нас есть огромная сила и поэтому ты не должен беспокоиться, мы не осрамимся». И тогда король обратился с просьбой к Будде и Будда ответил: «Хорошо, я согласен». В этот месяц Цаган Сар с 1-го лунного дня до 15-го лунного дня наш Будда демонстрировал различные магические силы и проявления. В течение этих 15 дней на соревнованиях присутствовали и монахи, и не монахи — миряне, и представители class=различных сословий, и каждый день были люди, которые становились благотворителями и делали подношения едой и питьем. В 15-й лунный день таким благотворителем различных угощений стал отец Будды, король Шуддходана, который сделал подношение всем присутствующим. И когда гости попробовали эту еду, то обнаружили, что она была божественно вкусной. Таким образом, эти дни называются демонстрацией чудесных сил Будды Шакьямуни, и эта традиция восходит к древности.

2 марта буддисты отмечают большой праздник – День явления чудесных сил Будды ШакьямуниВ Бодхгае есть озеро,о происхождении которого говорили так: когда Будде омыли ноги и затем выплеснули эту воду, то она превратилась в это озеро.

После ухода Будды в нирвану, для того, чтобы Его учение сохранилось в нашем мире, великий лама Цонкапа дал клятву, что будет способствовать продолжению распространения учения Будды. Таким образом, лама Цонкапа явился основоположником этой традиции, когда в месяц Цаган Сар проводятся специальные молебны, ритуалы, йорялы, благопожелания, которые необходимо провести в это время. Он же явился основателем монастырей Ганден, Дрепунг, Сера и других.

В дни таких молитв и благопожеланий монахи 7 раз в день проводят собрания. Утром, в обед и вечером они должны дискутировать над текстами Праджняпарамиты, Винаи, текстами Васубандху Абхидхармой. Также три раза монахи собираются, чтобы испить чай и покушать еду.

Утром же монахи собираются, чтобы слушать жизнеописание Будды, джатаки. Такая же традиция существует в Тибете, в Монголии и в Калмыкии. В послеобеденное прочитываются специальные благопожелания. Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче как-то сказал, что во времена советской власти эта традиция исчезла и сейчас ее нужно восстанавливать. Тэло Тулку Ринпоче возрождая эту традицию, стремится к тому, чтобы каждый год читались подобные молитвы и благопожелания в месяц Цаган Сар».

В храмах вспоминают историю о том, что реформатор буддистского учения лама Цонкапа в 1409 году учредил в столице Тибета, Лхасе, великий молитвенный праздник Монлам в честь победы Будды над лжеучителями. Проводился он в первые дни первого лунного месяца Дракона, после чего ежегодно стали проводиться молебны именно в этот период. По традиции, в монастырях Тибета Дрепунг Гоманг и Ганден, а также в храмах Калмыкии в течение нескольких дней все монахи собираются и читают молитвы.

Во время молебнов призываются все Будды, бодхисаттвы, защитники учения и произносятся восхваления Будде Шакьямуни. Читаются тексты, восхваляющие чудесные деяния Будды Шакъямуни и биографию великого ламы Цонкапы, текст Праджняпарамиты и другие молитвы, обращенные к великим учителям. Эта традиция была сохранена тибетцами и дошла до наших дней. На юге Индии, где сейчас тибетские монахи продолжают передавать буддийское учение, были заново построены монастыри Дрепунг Гоманг и Ганден, где также в дни праздника Монлам, тибетского Нового года собираются все и проводят молитвенный праздник. Сразу же после праздника начинаются учения Его Святейшества далай-ламы XIV, на которые съезжаются тысячи паломников со всего мира.

2 марта буддисты отмечают большой праздник – День явления чудесных сил Будды ШакьямуниПо словам буддийских лам, результаты хороших поступков, совершенных в дни явления чудесных сил Будды, преумножаются в тысячи раз, поэтому верующие не теряют времени зря — уделяют особое внимание соблюдению нравственности, размышлениям о своей карме, зарождают в сердце благие намерения, совершают очистительные практики, подношения Буддам, обходят храмы и ступы, читают мантры, делают поклоны.

В буддийской иконописи диспут Будды Шакьямуни с оппонентами представлен в серии из 15 икон (тханок или танок), каждая из которых посвящена одному из явленных Буддой чудес.

Танки из серии «Великие чудеса Будды» представлены в книге-альбоме “Иконография Ваджраяны” [М, 2003. — 624 стр.]. Эта книга была преподнесена в дар Шаджин-ламе Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче от монгольских лам. Тэло Тулку Ринпоче передал альбом в библиотеку Центрального хурула республики.

Альбом «Иконография Ваджраяны» — богато иллюстрированное издание, посвященное тантрическому искусству Ваджраяны. В нем впервые публикуются танки серии из 156 цакли (миниатюрных изображений божеств) из фондов музеев Бурятии. Анализируется стиль, иконография, символика искусства Ваджраяны,или «Алмазной Колесницы». Живописные свитки-танка, миниатюры-цакли и скульптура отображают великолепие и утонченность искусства Индии, Китая, Монголии и Тибета.

«Иконография Ваджраяны» — первый из серии альбомов «Ars Buddhica», посвященных искусству и культуре буддизма.

Иллюстрации: тханки из серии «Великие чудеса Будды».

Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag