Главная Новости Контакты

Далай-лама встретился в Дхарамсале со старшеклассниками из школы «Вудсток»

Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия - 11 октября cостоялась встреча Его Святейшества Далай-ламы ХIV со старшеклассниками школы “Вудсток”. Его Святейшество начал сотрудничать со школой «Вудсток» еще в самом начале своей жизни в изгнании, в Массури – горном поселении, где расположена школа.

Далай-лама встретился в Дхарамсале со старшеклассниками из школы «Вудсток»Из комнаты для проведения встреч, примыкающей к офису Его Святейшества Далай-ламы, доносился гул радостных голосов, но лишь хозяин показался на пороге и окинул пристальным взглядом лица собравшихся школьников, все затихло. Его Святейшество широко улыбнулся, пожелал всем доброго утра и сел в кресло.

На встречу пришли 51 ученик одиннадцатых и двенадцатых классов школы «Вудсток», которые приехали в Дхарамсалу в рамках проводимой в их учебном заведении недели внешкольного образования.

Спросив сколько тибетцев и бутанцев среди собравшихся, Его Святейшество поинтересовался, откуда родом остальные. Большинство из них оказались индийцами, но также было несколько ребят из Палестины, Сирии и Афганистана, а всего было представлено семь национальностей.

Его Святейшество рассказал, что совсем недавно беседовал с паломниками из Индонезии и говорил им, как его печалят трения между мусульманскими шиитами и суннитами. У него просто не укладывается в голове, как последователи одного Аллаха, чтущие один и тот же Коран, могут проливать кровь друг друга.

«Однако я никогда не слыхал о подобных ссорах между суннитами и шиитами здесь в Индии, – добавил Его Святейшество. – Индия уникальное свидетельство тому, что все основные мировые религии, как местные, так и иноземные, могут мирно уживаться бок о бок. Индийская тысячелетняя традиция межрелигиозной гармонии не имеет себе равных, и нужно, чтобы о ней узнал весь остальной мир».

Первый из прозвучавших вопросов касался того, чем больше всего любит заниматься Его Святейшество в свободное время.

Далай-лама встретился в Дхарамсале со старшеклассниками из школы «Вудсток»«В детстве мне нравилось разбирать вещи на составные части, – ответил Его Святейшество со смехом. – Мне хотелось узнать, как устроены механические игрушки или часы. Я разобрал и починил кинопроектор, принадлежавший Тринадцатому Далай-ламе. Когда я был моложе, мне также очень нравилось разводить цветы. В саду Норбулинки в Лхасе у меня росли чудесные тюльпаны. Однако с возрастом я начал терять интерес к подобным занятиям».

Одна из старшеклассниц спросила, кто решает, что нравственно, а что нет. Его Святейшество ответил, что все мировые религии учат любви, состраданию, терпимости и самодисциплине. Последователи таких религий, как иудаизм, христианство и ислам, верят в бога-творца, считая всех людей его детьми. В некоторых индийских традициях, например в джайнизме и буддизме, проповедуется идея самосотворения и считается, что мы сами в ответе за изменения в своей жизни.

«Не следует позволять, чтобы в нас преобладали виды сознания, связанные с органами чувств, – посоветовал Его Святейшество. – Стоит уделять внимание и ментальному сознанию, развивая однонаправленное сосредоточение, очень полезное при анализе природы нашего “я” и природы реальности.

Происходящее с нами – результат наших собственных поступков. Если мы дарим другим радость, наши действия будут благими; если принесли горе – отрицательным. Точно так же, как одно-единственное лекарство не в силах исцелить от всех болезней, мы не можем утверждать, что одна религия лучше другой. Нам необходимы непохожие традиции, поскольку мировоззрение и убеждения людей различаются. Таким образом, важно относиться ко всем религиям с равным уважением.

Многие одолевающие нас проблемы мы создаем своими собственными руками, запутавшись в сетях разрушительных эмоций. Мы склонны разделять людей на своих и чужих, позабыв о базовом единстве всего человечества. Изменения климата касаются каждого из нас, значит, и бороться с ними нужно на глобальном уровне. Нельзя забывать, насколько мы все взаимозависимы. Основные реки Азии берут истоки в ледниках Тибета. Однако в связи с глобальным потеплением там с каждым годом выпадает все меньше снега».

Далай-лама встретился в Дхарамсале со старшеклассниками из школы «Вудсток»На вопрос другого старшеклассника, как побороть апатию и откуда почерпнуть вдохновение, Его Святейшество ответил, что нужно менять систему современного образования. Мы все соблюдаем правила физической гигиены для поддержания здоровья тела, но нам также нужна гигиена эмоций – умение обуздывать свои разрушительные эмоции, такие как гнев, страх и ненависть. Если мы будем тренировать свое сознание вместо того, чтобы искать утешения в наркотиках или алкоголе, мы сумеем изменить свои эмоции».

Древняя индийская психология содержит богатые сведения на эту тему, и хотя современная Индия, как отметил Его Святейшество, весьма материалистична, он все же считает, что это единственная страна мира, способная привнести в современное образование древнее индийское понимание устройства сознания и эмоций.

На вопрос, сомневался ли он когда-нибудь в учениях Будды, Его Святейшество ответил, что Будда советовал своим последователям не принимать его слов за чистую монету, а исследовать и анализировать их. Следовательно, в буддизме в целом, и особенно в традиции Наланды, придерживаются очень трезвого подхода, покоящегося на логике и обосновании. Он объяснил, что благодаря полученному монастырскому образованию без труда ведет серьезные обсуждения с современными учеными уже почти сорок лет.

«Сегодня древний монастырь-университет Наланда лежит в руинах, однако в 8-м веке Шантаракшита принес процветавшую там традицию обучения в Тибет. Шантаракшита был выдающимся ученым-философом и логиком, а также прекрасным монахом, и мы в целости и сохранности сберегли преподанные нам знания».

Далай-лама встретился в Дхарамсале со старшеклассниками из школы «Вудсток»К концу встречи Его Святейшество провел грань между 20-м и 21-м веком. «Я сам принадлежу к поколению 20-го века, время которого миновало. Однако вы все – жители 21-го столетия, и вам нужно всерьез задуматься, как не повторить ошибок прошлого. Прошлый век утонул в кровопролитных конфликтах, поэтому сегодня так важно разоружаться.

Несколько лет назад на встрече лауреатов Нобелевской премии мира в Риме мы говорили о важности ядерного разоружения. Я тогда заметил, что одних разговоров мало, и предложил установить график уничтожения ядерного оружия. Я верю, что это возможно, потому что многие люди пресытились насилием.

Нужно не просто избавляться от ядерного оружия, но и самим внутренне разоружаться. Здесь главное преисполниться готовности решать конфликты с опорой на диалог. Следуя этим путем, вы, истинные жители 21-го столетия, сумеете сделать мир лучше и спокойнее. Спасибо вам!»

Школьники с удовольствием сфотографировались на память с Его Святейшеством, после чего он вернулся обедать в свою резиденцию.

Перевод: Ольга Селезнева
dalailama.ru

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag