Выставка буддийских статуэток “Опора на Пути”

В музее Центрального хурула “Золотая обитель Будды Шакьямуни” уже несколько лет действует выставка буддийской скульптуры под названием «Опора на Пути». Большинство предметов представленной экспозиции приобретались в ходе паломнических поездок, организованных проектом Shakyamuni.ru.

01anohaМожно сказать, что священные статуи перед тем, как попасть в музей Центрального хурула совершали полноценное паломничество по святым местам Индии, Непала, Шри-Ланки, Китая, Бирмы, Таиланда. Многие из этих статуй находились на священных алтарях, их благословляли известные учителя нашего времени, они впитали в себя энергию святых мест, в которых оказывались вместе с участниками нашего проекта. У каждого предмета своя история, некоторые статуи были сделаны в 19 веке. Выставка включает в себя редкие буддийские статуи разных направлений и школ, она демонстрирует единство буддийской традиции в ее многообразии.

После очередной поездки на север Индии выставка пополнилась тремя новыми экспонатами, которые были приобретены на севере Индии, в известном месте буддийского паломничества, вблизи озера Ревалсар (Цо Пема). Три великие личности, связанные с возрождением Дхармы на территории Тибета: царь Дхармы Трисонг Децен (790-858), учитель и переводчик Марпа Чёкьи Лодрё (1012-1097), великий Святой Джецун Миларепа (1052—1135). Статуи расписаны в традиционном тибетском стиле. Все же нужно отметить, что каждая статуя индивидуальна и неповторима по-своему также, как и личности, представленные в этих скульптурах.

Трисонг Децен (790–858)

Выставка буддийских статуэток "Опора на ПутиПравитель Страны Снегов считается воплощением Манджушри. Трисонг Децен сыграл важную роль в установлении и развитии буддизма в Тибете. В период своего правления он пожелал повсеместно распространить учение Будды в своей стране.

С этой целью он пригласил настоятеля монастыря Наланда, великого ученого того времени Шантаракшиту в Тибет, чтобы с его помощью распространить учение Будды в Тибете.

В этот период Трисонг Децен по совету наставника Шантаракшиты пригласил Гуру Ринпоче Падмасамбхаву в Тибет, который смог укротить местных духов Тибета, многие из них стали защитниками Учения и были включены в буддийский пантеон.

Во время правления Трисонг Децена в 137 км от Лхасы был построен первый в Тибете буддийский монастырь, который получил название Самье. Изначально в Самье проживали семь первых коренных тибетских монахов, которые образовали там школу санскрита и переводов. Они приняли монашество от Шантаракшиты и его индийских учеников, которые сопровождали Шантаракшиту в Тибет. Учёные в Самье переводили буддийские тексты с санскрита на тибетский язык.

Благодаря усилиям Трисонг Децена буддийская Дхарма укрепилась и получила обширное распространение на территории Тибета. В этот период Тибет стал одной из великих держав. В 781 г. буддизм был объявлен государственной религией Тибета. В Тибете утвердилось индийское направление буддизма.

Марпа Лоцава. Марпа Чокьи Лодро (1012-1097)

Выставка буддийских статуэток "Опора на ПутиМарпа - основатель школы Кагью, родился на юге Тибета в провинции Цанг. По сравнению с другими детьми он отличался необузданным нравом, однако в юном возрасте стал монахом и принял имя Дхармамати.

Марпа-переводчик жил во времена второй волны распространения буддизма в Тибете. Первая волна (ее также называют «царской») началась в VII веке, главными ее фигурами были император Трисонг Децен и его учителя: Шантаракшита, Камалашила и Гуру Ринпоче Падмасамбхава. Но уже спустя сто лет после своего зарождения буддийская община Тибета почти исчезла: царю Ландарме всего за шесть лет своего правления удалось уничтожить все буддийские институты. Учение стало тайным и следующие двести лет передавалось из поколения в поколение в тибетских семьях.

К шестнадцати годам Марпа выучил санскрит под руководством сакьяпинского ламы Дрокми Лоцавы и решил ехать в Индию, чтобы изучать буддизм у лучших мастеров того времени. Он выменял всё свое наследство на золото и двинулся в путь. Марпа трижды ходил в Индию и Непал за наставлениям и провел там, в общей сложности, более шестнадцати лет.

Главным учителем Марпы был Наропа, от которого он получил все основные передачи, в том числе шесть йог Наропы. Вторым учителем Марпы был Майтрипа, хранитель линии передачи Великой печати. Марпа также получил наставления от таких известных индийских мастеров, как Джнянагарбха и Куккурипа.

По возвращению в Тибет Марпа привез с собой огромное количество книг и распространил учения Дхармы повсеместно. До конца своей жизни он занимался преподаванием и переводами буддийских текстов и стал известен как Марпа Лоцава. Главным учеником Марпы стал великий йогин Миларепа - идеал Великого Святого, которого почитают все школы северного буддизма.

Великий йогин Миларепа (1052–1135)

Выставка буддийских статуэток "Опора на ПутиЕго путь к Просветлению был непростым. В юности под давлением матери Миларепа изучил черную магию и с помощью колдовства убил тридцать пять человек. Вскоре он пожалел о содеянном и стал искать способ избавиться от накопленной негативной кармы. Следуя совету своего первого учителя, Миларепа направился к Марпе-переводчику. Тот был чрезвычайно строг с ним, заставлял выполнять тяжёлую работу и наотрез отказывался давать буддийские посвящения. После нескольких лет суровых испытаний Марпа взял Миларепу в ученики и дал наставления по медитации.

В течение двенадцати лет Миларепа упорно практиковал полученные наставления. Благодаря практике Великой Печати и шести йог Наропы, он достиг состояния полного Просветления. Став Просветленным, Миларепа странствовал по Стране снегов и передавал буддийские поучения в форме уникальных духовных песен.

Про Миларепу говорят, что он — первый, кто достиг такого высокого уровня просветления за одну жизнь, не имея заслуг в предыдущих рождениях.

С сорока пяти лет он основался в пещере Дракар Тасо «Зуб лошади белой скалы», а также стал странствующим учителем. Миларепа освоил многочисленные медитативные и йогические практики, которые передал своим многочисленным ученикам.

Наиболее знаменитыми из его учеников были Речунг и Гампопа. Гампопа стал его основным преемником и развил его традицию.
Миларепа навсегда вошел в число самых знаменитых духовных учителей. Он был не только выдающимся держателем линии Кагью, но и очень важным Учителем для всех тибетских традиций. Миларепа – светило раннего буддизма в Тибете, блистательный йогин, чей пример озаряет путь Дхармы и в наши времена.

Из истории создания тибетских статуй

Выставка буддийских статуэток "Опора на ПутиЦентрами культуры в Тибете были монастыри. Лишь в самых крупных из них имелись специально оборудованные мастерские со штатом художников. Обычно же мастера ездили по стране, изготовляя скульптуры для небольших монастырей и для заказчиков, не принадлежащих к духовенству. Денег за свою работу они не получали: продавать священные изображения считалось большим грехом, и с мастерами расплачивались одеждой, продуктами питания, домашней утварью. Отливать статуэтку разрешалось только в особые, благоприятные для этого дни, которые в каждом случае определялись ламой-астрологом. Непосредственно перед работой мастер должен был совершить обряд очищения. Весь процесс изготовления скульптуры контролировался ламой, даже в тех случаях, когда художник и сам принадлежал к монашеской школе. После отливки каждую статуэтку освящали, внутрь ее вкладывали молитвы, отрывки из священных текстов и другие реликвии. Традиционно тибетские бронзы изготавливались в технике «замещенного воска». Сначала мастер делал изображение божества из воска, затем покрывал его глиной, оставляя несколько небольших отверстий. Когда глина затвердевала, в них заливался жидкий металл, выплавлявший воск. После того, как металл остывал, глиняную оболочку разбивали, а полученную статуэтку дорабатывали резцом и полировали. Затем скульптуру покрывали амальгамой – смесью ртути и золота. При повторном нагревании ртуть испарялась, а на поверхности статуэтки оставался тонкий ровный слой золота. Лицо, шею, кисти рук и ступни, кроме этого, отдельно золотили. Волосы красили синей или красной краской, раскрашивали также губы и глаза. Статуэтки часто инкрустировали кораллами, золотом и бирюзой. Некоторые детали отливали отдельно, а потом присоединяли их к скульптуре, зашлифовывая швы и скрывая их под браслетами, ожерельями или просто под позолотой. Как уже было отмечено, восковая модель уничтожалась при отливке, поэтому тибетские бронзы можно с полным основанием считать уникальными произведениям.

Выставка буддийских статуэток "Опора на ПутиПервые буддийские статуи, согласно древним сутрам, были деревянными, но позже при изготовлении скульптур стали применять и другие материалы. Статуи бывают выполнены из металла, глины, дерева, папье-маше, мастера широко используют палитру всевозможных материалов. Но следует сказать, что в буддийской традиции статуи Будды, божеств-защитников, учителей Дхармы, представляют собой гораздо больше, чем простой объект искусства. Священные изображения и статуи являются воплощением всех благих и реализованных качеств Будды, вратами к достижению счастья и пресечению страданий. В течении тысячелетий эти произведения буддийского духовного искусства являются символом веры, вдохновения и опоры на духовном пути практикующих учение Будды.

Роман АНОЩЕНКО
Фото автора

Использовался материал:
«Свежесть горного потока. Песни святого Миларепы». Ориенталия 2011
Тибетская бронзовая скульптура. Материал подготовлен Еленой Линенко на основе текста Геннадия Леонова.

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag